О ЖУРНАЛЕ
Научный журнал «Медицинская радиология и радиационная безопасность» (Мedical Radiology and Radiation Safety), ISSN 1024-6177 основан в январе 1956 г. (до 30 декабря 1993 г. выходил под названием «Медицинская радиология», ISSN 0025-8334). В 2018 году журнал получил Online ISSN: 2618-9615 и был зарегистрирован как электронное сетевое издание в Роскомнадзоре 29 марта 2018 года. На его страницах публикуются оригинальные научные статьи по вопросам радиобиологии, радиационной медицины, радиационной безопасности, лучевой терапии, ядерной медицины, а также научные обзоры; в целом журнал имеет более 30 рубрик и представляет интерес для специалистов, работающих в областях медицины¸ радиационной биологии, эпидемиологии, медицинской физики и техники. С 01.07.2008 г. Издатель журнала – ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации – Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» ФМБА России. Учредитель с 1956 г. - Министерство здравоохранения РФ, а с 2008 г. по настоящее время – Федеральное медико-биологическое агентство.
Членами редакционной коллегии журнала являются ученые – специалисты, работающие в области радиационной биологии и медицины, радиационной защиты, радиационной эпидемиологии, радиационной онкологии, лучевой диагностики и терапии, ядерной медицины и медицинской физики. В состав редакционной коллегии входят: академики РАН, члены-корреспонденты РАН, доктора медицинских наук, профессора, кандидаты и доктора биологических, физико-математических наук и технических наук. Состав редколлегии постоянно пополняется за счет авторитетных специалистов, работающих в ближнем и дальнем зарубежье.
Периодичность выхода в свет – 6 номеров в год, объемом – 13,5 усл. печатных листов или 88 печатных страниц и тиражом 1000 экземпляров. Журнал имеет идентичную по содержанию полнотекстовую электронную версию, которая одновременно с печатным вариантом и цветными рисунками размещается на сайтах Научной Электронной Библиотеки (НЭБ) и сайте журнала. Распространение по подписке через Агентство «Роспечать» по договору № 7407 от 16 июня 2006 г., через индивидуальных покупателей и коммерческие структуры. Публикация статей бесплатная.
Журнал входит в Перечень ведущих российских рецензируемых научных журналов ВАК, рекомендованных для опубликования результатов диссертационных исследований. С 2008 г. журнал представлен в Интернете и индексируется в базе данных РИНЦ, а также входит в Перечень Russian Science Citation Index (RSCI), размещенной на платформе Web of Science. С 2 февраля 2018 года журнал «Медицинская радиология и радиационная безопасность" индексируется в мультидисциплинарной библиографической и реферативной базе SCOPUS.
Краткие электронные версии статей журнала с 2005 г. находятся в открытом доступе в разделе "Выпуски журнала". С 2011 года в открытом доступе представлены все выпуски журнала целиком, а с 2016 года - полнотекстовые версии научных статей. Полный текст остальных статей любого номера, начиная с 2005 г. могут приобрести подписчики только через НЭБ. Редакция журнала «Медицинская радиология и радиационная безопасность» в соответствии с договором с НЭБ поставляет ей в полном объеме выпускаемую продукцию с 2005 г. по настоящее время.
Основным рабочим языком журнала является русский, дополнительный язык – английский, который используется для написания названий статей, сведений об авторах, аннотаций, ключевых слов, списка литературы.
С 2017 г. журнал «Медицинская радиология и радиационная безопасность» перешел на цифровую идентификацию публикаций, присвоив каждой статье идентификатор цифрового объекта (DOI), что значительно ускорило поиск местонахождения статьи в Интернете. В дальнейшем в планах развития журнала «Медицинская радиология и радиационная безопасность» предполагается его издание в англоязычном варианте. С целью получения информации о публикационной активности журнала в марте 2015 года на сайте журнала был помещен счетчик обращений читателей к материалам, выложенным на сайте с 2005 г. по настоящее время. В течение 2015 – 2016 гг. в среднем было не более 100 – 170 обращений в день. Размещение ряда статей, а также электронных версий профильных монографий и сборников в открытом доступе резко увеличило число обращений на сайт журнала до 500 – 800 в день, а общее число посещений сайта к началу 2019 г. составило 527 тыс.
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ, по данным на начало 2019 г., составил 0,447, с учетом цитирования из всех источников – 0,614, а пятилетний импакт-фактор РИНЦ – 0,359.
Медицинская радиология и радиационная безопасность. 2024. Том 69. № 3
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ АСПЕКТЫ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ –
К 100-ЛЕТИЮ А.К. ГУСЬКОВОЙ: НАПУТСТВИЕ ВРАЧАМ И УЧЕНЫМ
Ангелина Константиновна Гуськова
доктор медицинских наук, профессор, член-корр. РАН
29 марта 1924 – 7 апреля 2015
Гуськова Ангелина Константиновна(1974-2015) – 41 год научно-творческого руководства клиническим отделом радиационной медицины: заведующяя Клиническим отделом радиационной медицины (1974–1996), главный научный сотрудник (1996–2015 гг.). В одном из разделов написанной ею книги «Атомная отрасль страны глазами врача» (2004), в главе Вместо заключения – «Услышать будущего зов!», Ангелина Константиновна представила аспекты медико-биологической науки, которые с учетом накопленных данных могут стать, по её мнению, наиболее перспективными для будущего и требуют преимущественного развития в нашей стране, в ФМБЦ им. А.И. Бурназяна и в Клиническом отделе радиационной медицины, в частности, в связи с радикально изменившимся «набором» основных действующих факторов в условиях обычной эксплуатации всех атомных предприятий, особенно по удельной значимости радиационного компонента. При этом одновременно должна постоянно существовать готовность к адекватным действиям в условиях нештатной ситуации и, тем более, радиационной аварии крупного масштаба.
Какие же аспекты медико-биологической науки с учетом накопленных данных могут стать наиболее перспективными для будущего и требуют преимущественного развития? По типу работы отделений RERF, созданных не в столице Японии, а в пострадавших от атомного взрыва городах, должна быть организована планомерная, рассчитанная на много лет работа по совершенствованию и максимальному наполнению медико-дозиметрического регистра отрасли на базе основных ее предприятий атомной промышленности и энергетики Росэнергоатома.
Роль клинического отдела радиационной медицины центрального института в Москве станет иной, чем раньше. Она должна быть ориентирована на:
1. Дополнение данными динамического наблюдения за отраслевыми стажированными работниками длительно работающими в контакте с ионизирующим излучением атомной промышленности и энергетики и ЗАТО.
2. Формирование периодически меняющихся отраслевых нозологических регистров (сердечно-церебрососудистая патология, психосоматический круг болезней и др.) для целенаправленной клинической проработки вопросов, возникающих, но не разрешаемых в рамках дозиметрических отраслевых регистров.
3. Введение в базу данных сведений о более редких формах профессиональной патологии, закономерно концентрировавшихся ранее в клинке ИБФ (заболевания от воздействия плутония, полония, бериллия, пылевые и токсические бронхопульмональные болезни). Обоснованно сохранение отраслевого Чернобыльского архива данных, достаточно успешно действующего и самостоятельно, и в комплексе в РГМДР в Обнинске.
Таким образом, будет обеспечена полнота материалов по отдаленным последствиям профессионального облучения в широком диапазоне доз и условий воздействия (вместе с представленными по своему разделу данными квалифицированных гигиенистов и биофизиков). Будут даны аргументированные оценки клинической обоснованности принятых нормативов и величин риска, особенно для ситуаций длительного хронического облучения. Будет определен вклад облучения в комплекс рисков для здоровья в отдаленном периоде у персонала и потомков.
Другим направлением, требующим развития и современного технического и лекарственного обеспечения, является совершенствование клинических программ по оказанию помощи при всегда возможных в отрасли радиационных аварий различного масштаба. Можно предупредить появление хронических заболеваний, но нельзя исключить потенциальную возможность местных и общих острых эффектов у человека.
Адекватной клинической моделью этих состояний, позволяющей совершенствовать профессиональный уровень и разрабатывать новые перспективные средства терапии, являются в первую очередь онкогематологические заболевания. В программах их интенсивной терапии используются те же приемы и средства, что и при лучевой болезни: трансплантация кроветворных клеток, факторы роста и другие средства терапии основных осложнений (инфекции, полиорганная недостаточность).
К этому направлению примыкают проблемы диагностики и терапии, наиболее частых в реальных условиях местных лучевых поражений со своей сферой диагностических и лечебных приемов и обеспечением возможности ретроспективной реконструкции доз облучения.
Целесообразно сохранить и развивать работы экспериментальной группы для предклинических испытаний препаратов и проверки идей, возникающих в ходе клинических наблюдений.
Для клиники тяжелых профессиональных поражений и особенно оценки субклинических форм реакции на хроническое воздействие особую актуальность приобретает методическое руководство по целенаправленной модификации объема исследований при текущих и внеплановых медицинских осмотрах. При этом расширяется спектр приемов на основе современных технологий, возрастают и возможности количественной оценки огромного объема инфор-
мации.
Трансформации направлений потребует и определенной переориентации медицинского персонала и болезненного «отсечения» в учреждениях некоторых неперспективных структур. Но это следует осуществить, и возможно скорее, в том числе в нашем институте.
Предстоит огромная, трудоемкая работа с клиническим архивом, с оцифровкой первичной документации. Необходим перевод в цифровой формат наиболее существенной части информации из баз данных, из историй болезни и журналов (дозиметрические и биофизические показатели конкретных пациентов). Прежде всего, это касается верифицированных случаев лучевой болезни и продуманных экспертных заключений, отрицающих этот диагноз.
Нуждаются в пересмотре и обновлении ссылки на литературу и тексты программ экзаменов по разделу клинической и экспериментальной радиобиологии. Одновременно с этим необходимо, в связи с ростом объема информации и совершенствованием информационной техники, выпускать сборники, книги в различных электронных форматах, а также использовать для хранения информации компакт-диски, флеш-накопители и жесткие диски компьютеров.
Создавать отдельные перечни и аннотации тематической библиографии, по монографиям и публикациям программного характера, выполненным в профилированных научных учреждениях на должном методическом уровне.
Атомная отрасль своевременно собрала и опубликовала персоналии ее ведущих специалистов. В радиационной медицине и радиобиологии имеются лишь отдельные фрагментарные попытки восполнить этот пробел (С.П. Ярмоненко, частично Л.Д. Линденбратен – в основном в сфере медицинского использования излучений).
Остро стоит и еще один вопрос – подбора и системы подготовки кадров для обеспечения адекватной деятельности медико-санитарных частей и НИИ, обслуживающих предприятия атомной промышленности, энергетики и профильные научные учреждения на базе исследовательских реакторов и ускорителей. Едва ли адекватна компетенция тех, кто ныне готовит по радиационной медицине специалистов для служб гражданской обороны, военной медицины и МЧС.
Следует иметь в виду, что радикально изменился «набор» основных действующих факторов в условиях обычной эксплуатации всех атомных предприятий, особенно по удельной значимости радиационного компонента. Министерству здравоохранения РФ необходимо ввести квалификацию врача по специальности «Радиационная медицина». При этом одновременно должна постоянно существовать готовность к адекватным действиям в условиях нештатной ситуации и тем более радиационной аварии крупного масштаба.
В этих условиях оправдана подготовка специалистов в следующих основных вариантах:
Врачей для работы в аварийных бригадах и на специализированных койках ближайшего и головного стационара, где будет оказываться помощь пострадавшим от первых часов–суток после облучения до полного излечения;
Врачей, обеспечивающих диспансеризацию контингентов, работающих в обычных условиях деятельности предприятия отрасли и (или) проживающих в регионе их размещения. Это касается и обычного поликлинического врачебного приема, а также в какой-то мере и первых мероприятий после возникновения нештатной ситуации в регионе или получения сигнала о ней.
Минимум сведений по обычной ситуации в регионе и основным правилам неотложных действий при возникновении аварии в нем необходим каждому современному врачу любой специальности, работающему в стационаре или поликлинике.
Врач должен быть осведомлен и о потенциальных источниках радиационной опасности там, где он работает и живет, должен знать основные проявления лучевой болезни и МЛП, меры первой помощи, адреса учреждений, куда он может обратиться за советом и направить пострадавших на консультацию к специалистам.
Врачи, готовящиеся к работе в аварийных условиях, постоянно должны работать в стационаре крупной многопрофильной больницы – в качестве терапевтов-гематологов, терапевтов-инфекционистов, трансфузиологов, врачей-
клинических лаборантов, владеющих методиками взятия материала из костного мозга и периферической крови и их анализа. Хирурги должны работать постоянно в ожоговых отделениях или в отделениях травматологии и пластической хирургии. Однако необходимо и дополнительное обучение всех их на курсах по профпатологии и радиационной медицине с подтверждением подготовки соответствующими периодически обновляемыми документами-сертификатами. В состав аварийной бригады вводятся также специалисты-гигиенисты и физики, чаще из муниципальных СЭС или профильных институтов, расположенных в регионе. Поскольку работа ведется под руководством главных врачей больницы и поликлиники, это диктует необходимость специальной подготовки и организаторов здравоохранения.
Таковы формальные критерии, по которым проводится отбор врачей, и основной минимум требований к их подготовке. Однако большое значение, помимо профессиональной культуры, приобретают социальная и трудовая мотивация к работе по указанному профилю, а также личные качества врача. Ведь, по сути, он будет действовать в системе мероприятий Министерства по чрезвычайным ситуациям. Врач должен быть любознателен, подвижен, деятелен, решителен и при этом владеть определенным набором навыков для ориентации в радиационной обстановке, приемами диагностического плана и методами оказания неотложной помощи по клиническим показаниям в условиях одновременного действия радиационного и других факторов. Сориентировавшись в ситуации, он должен суметь успокоить пациентов и объяснить вовлеченным в аварию людям правила их поведения, а также обеспечить транспортировку в соответствующее лечебное учреждение нуждающихся в этом лиц.
Целенаправленный опрос и осмотр пациента (или группы лиц, имевших контакт с источником), особенно детей, позволяет срочно принять необходимые меры по обнаружению и изоляции источника. Появляется возможность хотя бы ориентировочно оценить степень опасности, принять неотложные меры по минимизации возможных, иногда очень тяжелых последствий и госпитализировать пострадавшего в учреждение, где ему будет оказана квалифицированная помощь в полном объеме. Иногда эти лица длительно не находят адекватной помощи даже при наличии уже очевидных признаков лучевого поражения, и расследование идет как бы в обратном порядке: болезнь – источник. Порой, наоборот, информация о контакте с источником или о его наличии (в школьном классе, жилом помещении, музее) инициирует поиск людей, имевших с ним контакт, и способствует выявлению среди большой группы участников ситуации немногих лиц, реально пораженных.
Нищенское существование влачит единственная в стране известная во всем мире клиника радиационной медицины, способная, но весьма ограниченная в возможности оказывать помощь пострадавшим от радиации. Значимость врачебного и научного потенциала ее специалистов в проблеме обеспечения безопасности страны несомненна. Но требуется существенное целевое подкрепление ее ресурсов по оснащению, медикаментами, оплате высокоспециализированного персонала, деятельность которого может быть срочно востребована страной в чрезвычайных обстоятельствах, подобных аварии на ЧАЭС.
Еще М. Монтень говорил, что плодотворным и естественным стремлением общества является умение выслушать ученых. Наверное, нужно, чтобы руководство страны нашло время для этого и прислушалось к мнению ученых – специалистов по радиационной медицине, учитывая и угрозу ядерного терроризма и расширяющийся перечень стран, владеющих ядерным оружием в современном мире. Министерству здравоохранения РФ необходимо ввести квалификацию врача по специальности «Радиационная медицина».
Метляева Н.А.
Учёный секретарь Клинического отдела
радиационной медицины, доктор мед наук, доцент
PDF (RUS) Полная версия статьи