Медицинская радиология и радиационная безопасность. 2023. Том 68. № 1

 

РЕЦЕНЗИЯ

на книгу Померанцева Николая Алексеевича
«Чернобыль: летчики и авиационные медики. Как это было…»

(Историко-документальное научное издание)

 

Книга вышла в Москве в 2022 году в Издательстве «Литературная Республика», тираж 500 экз. Это уникальное подробное документальное произведение, где день за днем с 27 апреля по 14 мая 1986 года описаны события, связанные с ликвидацией последствий аварии (ЛПА) на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС) в период локализации взорвавшегося реактора 4-го энергоблока. Опыта ликвидации последствий таких крупных техногенных катастроф тогда нигде в мире не было, а у советских летчиков-ликвидаторов и не было права выбора. Правительство СССР жестко требовало в кратчайшие сроки сбросить 5–6 тысяч тонн различных веществ и материалов в разрушенный реактор, несмотря на радиационные мощности доз порядка 3000–3500 Р/ч.

Сразу следует отметить, что воспоминания специалиста-медика являются профессионально значительно более ценными, чем любые аналитические статьи, подготовленные сторонними компиляторами. Причина этого в том, что книги очевидцев дают картину ликвидации последствий аварии «изнутри». Отметим, что в условиях современной постоянной угрозы серьезного разрушения Запорожской АЭС или применения «грязной» ядерной бомбы на территории Украины актуальность такого рода обобщений приобретает новую, еще более высокую степень.

В представленной книге из воспоминаний командующего военно-воздушными силами Киевского военного округа генерал-лейтенанта авиации Н.П. Крюкова мы узнаем, что в самый сложный организационный период в условиях абсолютной неопределенности начала работ авиации по ЛПА на Чернобыльской АЭС в сжатые сроки было принято решение о том, что возглавить первый медицинский коллектив предстоит будущему автору этой книги – начальнику 164 лаборатории авиационной медицины, подполковнику медицинской службы Померанцеву Николаю Алексеевичу – врачу-организатору высшей  квалификационной категории, имеющему двадцатилетний стаж практической работы, высшее военное образование, а также опыт врача в боевых действиях в Демократической Республике Вьетнам.

С момента прибытия на место аварии 27 апреля 1986 года и в дальнейшем на протяжении 18 дней служебной командировки ему пришлось при определении и постановке конкретных задач своим подчиненным постоянно уточнять резко меняющуюся обстановку, оценивать ее в соответствии с реальными возможностями, изыскивать средства и способы для их решения. Из книги мы узнаем, что медицинский коллектив работал практически без отдыха и ощутимой помощи, нарабатывая бесценный опыт в условиях радиационной аварии. В книге четко прослеживается активная профессиональная позиция первого руководителя медицинской службы Сводной авиационной группы в процессе многоплановой деятельности по медицинскому обеспечению авиаторов-участников ЛПА на ЧАЭС.

Со второго дня аварии Н.А. Померанцевым был предложен конкретный план ежедневных мероприятий, отлажена система медицинского обеспечения летчиков-ликвидаторов, разработан алгоритм действий врачебно-фельдшерского состава, налажен контроль доз облучения личного и, особенно, летного состава. Он одним из первых обратил внимание на некорректную работу дозиметров ДКП-50А, которые до аварии долгое время не поверялись, находясь в имуществе длительного хранения. Н.А. Померанцевым была разработана методика косвенной оценки полученной эффективной дозы радиации и предложен для авиационных врачей коэффициент коррекции полученной дозы облучения, зарегистрированной с помощью дозиметров ДКП-50А. Это способствовало более точному определению истинных доз облучения и позволило своевременно принимать решения по замене «переоблученного» летного состава.

В Чернобыле ненадежность данных дозиметров была подтверждена в 75 % случаев и учеными Государственного научно-исследовательского испытательного института авиационной и космической медицины (ГНИИИАиКМ) МО СССР, когда информация о дозе отсутствовала или была искажена в сторону понижения. Министерством обороны тогда было принято решение о поставке новых дозиметров вместо ДКП-50А. Н.А. Померанцев первым обратил внимание командования на то, что произошло ухудшение в состоянии здоровья у инженерно-технического состава, обслуживающего вертолеты Ми-26. Были установлены значительные уровни радиации в двигателях вертолетов, особенно в силовых установках, а на аэродроме Певцы выявлен стремительный рост уровня радиационного загрязнения местности. На основании таких оценок вертолеты Ми-6 и Ми-26 были перебазированы на полевой аэродром Малейки, а обслуживающему персоналу вертолетов Ми-26 было сокращено время работы до 2 часов вплоть до поступления новых машин из других авиационных частей.

Руководивший полетами в Чернобыле генерал-майор авиации Н.Т. Антошкин приказал Н.А. Померанцеву лично контролировать динамику набора летным составом величин индивидуальных суммарных доз облучения и регулярно докладывать о набранных критических дозах для своевременного откомандирования таких лиц из 30-километровой зоны ЧАЭС. Одновременно он назначил его ответственным исполнителем за оформление карточек учета доз облучения всего личного состава ВВС КВО, участвующего в ЛПА.

Необходимо отметить, что уже на 2-й день локализации аварии было принято совместное решение руководителя авиационной группы, начальников медицинской и химической служб об установлении максимальных доз облучения за весь период пребывания в 30-километровой зоне для летного состава – 25 бэр, а специалистам наземных служб –
50 бэр. Это был своего рода прорыв в медицинском обеспечении личного состава Сводной авиационной группы.
29 апреля на вертолете Ми-8Т в экипаже заместителя командующего ВВС КВО по армейской авиации полковника Б.А. Нестерова автор книги совершил полет на реактор, чтобы получить личный опыт и понять, что испытывает летный состав в таком радиационно опасном полете.

Автор установил, что еще на подлете к реактору у многих ликвидаторов возникало необъяснимое, на первый взгляд, но очень сильное эмоциональное напряжение. Нередко появлялись скованность, нервозность и оцепенение. Н.А. Померанцев делится и такой интересной мыслью того времени: «Каким же неимоверным усилием воли экипажу, управляющему вертолетом, необходимо преодолеть это стрессовое состояние организма, чтобы с ювелирной точностью сбросить груз в очаг разрушений в таком сложном и трудном полете на реактор?» И сам дает разумный ответ, заключающийся в том, что во время такого полета был адекватный и естественный страх, который в первых своих полетах испытывали даже многие летчики, прошедшие горнило Афганистана. Они рассказывали, что после 2-3-го полета такие ощущения проходили, и у них появлялась уверенность в своем личном мастерстве и ожидаемом успехе в выполнении поставленной задачи. Боевой стресс, как на войне. В той экстремальной повседневной деятельности врачи и фельдшеры авиационной группы строго контролировали выдачу фильтрующих респираторов Р-2, их обязательное использование и проводили своевременную замену новыми респираторами, активную профилактику, выдавая из аптечек АИ-2 таблетки йодида калия. В первые дни медики использовали радиопротектор цистамин и противорвотное средство этаперазин. При необходимости назначалось симптоматическое лечение, а в отдельных случаях предоставлялся кратковременный отдых.

На мой взгляд, при описании деятельности авиационной группы по выполнению задач, поставленных Правительственной комиссией в Чернобыле, автор объективно создал целостное ощущение атмосферы того времени – первых дней героического подвига авиаторов. В книге подробно, честно и убедительно приведены примеры из воспоминаний летного состава группы, а также исторически значимые сведения из книг: «Военно-воздушные силы и Чернобыль: исторические очерки», «Человек в небе Чернобыля: летчик и радиационная авария» и другие издания авторов-очевидцев ЛПА на ЧАЭС. Это дает более полное и объективное представление об участии руководимого Н.А. Померанцевым медицинского подразделения в обеспечении сложнейшего раннего периода деятельности личного состава ВВС КВО и авиации других военных округов – локализации взорвавшегося реактора и всех мероприятий начала ЛПА на Чернобыльской АЭС.

В новой книге впервые подробно описано участие и представлены конкретные профессиональные достижения как медиков ВВС КВО, так и специалистов ГНИИИ АиКМ и учреждений ВВС – Васина Михаила Витальевича, Биды Теофила Васильевича, Галкина Александра Александровича, Зуева Владимира Григорьевича; главного терапевта ВВС Артамонова Николая Николаевича; Нестеренко Марка Тарасовича и Баева Юрия Борисовича, направленных в первые дни непосредственно в зону аварии.

За время пребывания в Чернобыле радиобиологи и врачи провели пионерные испытания по применению летным составом новейшего радиопротектора Б-190 (индралина), отрабатывая методический материал для дальнейшего изучения эффективности применения нового препарата, пришедшего на смену цистамину. Практически были опробованы с участием летного состава в полетах на реактор противорадиационные пояса со свинцовыми пластинами-вкладышами для локального экранирования жизненно важных участков тела (области живота). Был продемонстрирован хороший радиозащитный эффект при комбинированном применении средств защиты: радиопротектора Б-190, локального экранирования и противорадиационной защиты вертолета свинцовыми пластинами. Эти страницы книги обладают особой фундаментально-поисковой значимостью для мировой радиобиологии.

10 мая 1986 года на заседании Правительственной комиссии было принято Постановление о том, что локализация аварии завершена, опасности ядерного взрыва больше не существует. Но работа летчиков и врачей, конечно, продолжалась и дальше. По мнению автора книги, этапная поставленная задача была успешно решена благодаря многим значимым компонентам: умелому руководству командования ВВС Киевского военного округа, четкой организации работ и грамотному управлению всем процессом локализации разрушенного реактора Чернобыльской АЭС, мужеству и отваге авиаторов Военно-воздушных сил, профессиональному осуществлению комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению личного, и особенно, летного состава, своевременно проведенной замене летных экипажей армейской авиации из других военных округов, а также благодаря принятию дополнительных мер противорадиационной защиты летных экипажей при их полетах на разрушенный реактор, принятых по рекомендациям специалистов медицинских и научных учреждений.

Считаю, что книга «Чернобыль: летчики и авиационные медики. Как это было…» имеет безусловную научно-практическую значимость. В ней впервые подробно и последовательно отражен бесценный опыт медицинской службы ВВС, накопленный при ликвидации последствий радиационной аварии на атомной электростанции. Книга написана живым и понятным языком, легко читается. С эстетической точки зрения издание оформлено очень хорошо – в твердом переплете на бумаге отличного качества с большим количеством иллюстраций. Уверен, что вышедшая книга будет встречена с интересом всеми врачами и специалистами, занимающимися и интересующимися вопросами радиационной безопасности.

 

Главный научный сотрудник ФМБЦ им. А.И. Бурназяна

 

Академик РАН                                               И.Б. Ушаков

 

 PDF (RUS) Полная версия статьи